Восстановление аккумулятора ноутбука asus. Как вернуть работоспособность аккумулятора от ноутбука. Почему полезно следить за батареей ноутбука

Благодаря аккумуляторной батарее ноутбук стал мобильным устройством. Пользователи нередко встречаются с различными проблемами, связанными с АКБ.

Эти неприятности отличаются своей сложностью, и в некоторых ситуациях приходится посещать сервисный центр. Однако некоторые недостатки могут быть устранены самостоятельно, но для этого необходимо знать распиновку аккумулятора ноутбука.

Типы аккумуляторов

Все АКБ работают по одному принципу – обратимости протекающих в них реакций. Говоря проще, химическая реакция проходит в одном направлении, а заряд идет в противоположном.

Сегодня в лэптопах используется 2 типа аккумуляторов:

  1. Литий-ионные, или Li-Ion.
  2. , или Li-Pol.

Второй вид АКБ является более современным и используется производителями все чаще. В начале эры мобильных устройств активно использовались никель-кадмиевые батареи.

Однако в их состав входит кадмий, обладающий высокой токсичностью. В результате возникали серьезные проблемы с утилизацией вышедших из строя аккумуляторов.

Им на замену пришли никель-металлогидридные батареи, лишенные некоторых недостатков никель-кадмиевых. Но показатель их энергоемкости все же был невелик, как и число циклов перезарядки.

Литий-ионные АКБ обладают высокой энергетической плотностью и низким показателем саморазряда. Однако и они не лишены недостатка: литий постепенно разрушается, и уже через год емкость батареи снижается. На практике срок эксплуатации аккумуляторов этого типа составляет 2-3 года, а не заявленные производителями 5 лет.

Устройство батареи

Современные АКБ лэптопов подключаются с помощью интерфейса SMBus. Они имеют минимум 5 контактов, два из которых предназначены для передачи напряжения. Еще два пина позволяют обмениваться информацией об уровне заряда батареи, отработанных циклах перезарядки и т. д.

Аккумулятор состоит из следующих элементов:

  • термостат;
  • контроллер;
  • аккумуляторные элементы;
  • контактная площадка;
  • предохранители.

Контроллер предназначен для отключения АКБ от зарядного устройства при достижении максимального заряда или при падении напряжения до 2,5 вольт.

Во втором случае отключение необходимо для предотвращения необратимых химических изменений в аккумуляторных батареях. В современных АКБ установлено большое количество датчиков, призванных обеспечить надежную защиту источника питания.

Схемы распиновки

Современные батареи имеют от 5 до 9 контактов. Распиновка аккумулятора ноутбука Samsung или другого лэптопа может отличаться в зависимости от модели. Именно поэтому пользователи ищут схему для своего мобильного девайса на официальных сайтах компаний-производителей.

Если в батарее установлен семипиновый разъем, то его цоколевка может иметь следующий вид:

Однако следует помнить, что в зависимости от модели распиновка аккумулятора ноутбука Acer, Lenovo, Toshiba и других производителей, может отличаться в зависимости от конкретной модели.


Чтобы найти распиновку батареи ноутбука HP, Dell или другой компании, пользователю придется посетить официальный сайт производителя.

Если там отыскать нужную информацию не удастся, то предстоит зайти на форму владельцев лэптопов конкретного производителя.

В качестве примера можно привести распиновку mu06 notebook battery , используемой в устройствах компании НР.

Сброс контроллера

Даже если распиновка батареи ноутбука Acer или другого производителя известна, этого может оказаться недостаточным для устранения неисправности. Не менее важно иметь представление о контроллере аккумулятора — это микросхема, которая взаимодействует с контроллером материнской платы самого лэптопа и передает ОС всю необходимую информацию о работе и состоянии АКБ.

Вот схема контроллера батареи ноутбука, основанного на микросхеме DW 01-З .


Если контроллер начинает работать некорректно, то ОС получает неверную информацию. В результате могут возникнуть различные неприятности, например, лэптоп отключится быстрее, чем положено при 100% заряда. Такое поведение девайса необязательно говорит о выходе АКБ из строя, и проблема может быть решена с помощью сброса контроллера ноутбуковой батареи ().

Решить задачу можно двумя способами:

  • Программным.
  • Ручным.

В первом случае используется специальный софт, например, программа Battery EEPROM Works. Это мощная утилита, которая зачастую буквально реанимирует батарею.

Однако для ее использования необходимо разбираться в микросхемах.

В домашних условиях для большинства пользователей лучшим выбором станет ручная калибровка .

Если есть возможность, то можно использовать специальные утилиты для управления питанием ноутбука от производителя устройства.

После ее запуска необходимо выбрать опцию сброса контроллера и строго следовать инструкциям.

Если такая программа не была найдена, калибровку можно провести вручную. Для этого ноутбук отключается от сети и переводится в режим БИОС. После этого устройство необходимо оставить включенным до полного разряда АКБ, не выключая лэптоп, его необходимо поставить на зарядку и дождаться полного восстановления емкости батареи. Если эти манипуляции не вернули аккумулятор к жизни, то его придется заменить.

Емкость аккумуляторной батареи и время работы от одной зарядки являются одними из важных параметров ноутбука. Они влияют на итоговую цену, выбор покупателя. Какими бы качественными ни были эти характеристики, любой аккумулятор рассчитан на 300–400 циклов заряда-разряда. При этом важно стараться разряжать аккумулятор перед очередной подзарядкой. Укоротить период нормальной работы аккумуляторной батареи (АКБ) могут перегрев, переохлаждение, оставление включенного ноутбука до полного разряжения батареи. После ухудшения качества зарядки АКБ следует восстановить.

Что такое аккумулятор на ноутбуке

Аккумуляторная батарея выполняет функцию электроснабжения всех функциональных элементов ноутбука. Для увеличения длительности работы при отсутствии электроэнергии надо свести к минимальному количество работающих компонентов, отключить блютуз, Wi-Fi, закрыть ненужные приложения. АКБ может иметь вытянутую прямоугольную форму или квадратную. Располагается аккумулятор на задней стороне ноутбука, имеет пружинную защелку для легкой установки и снятия. Этот элемент чувствителен к перегреву, поэтому не стоит хранить ноутбук возле нагревательных приборов.

Восстановление аккумулятора ноутбука

Если время работы компьютера после зарядки аккумулятора стремительно уменьшается или компьютер не включается, это говорит о том, что АКБ вышла из строя и требуется восстановление батареи ноутбука. Самостоятельное восстановление батареи – процесс, который требует наличия инструментов, навыков такой работы. При отсутствии обеих этих составляющих лучшим выбором будет приобретение новой батареи или обращение в сервисную компанию, выполняющую ремонт аккумуляторов ноутбука. Восстановление возможно при полной разборке / замене аккумуляторных банок на новые.

Инструменты

Если вы решили самостоятельно отремонтировать АКБ, вам понадобятся следующие инструменты:

  • мультиметр – подойдет стрелочный или электронный прибор для измерения напряжения постоянного тока;
  • нож или тонкая отвёртка – для разборки или вскрытия неразборных моделей АКБ;
  • паяльник, припой, флюс – для разборки и соединения вместе новых банок;
  • многофункциональное зарядное устройство типа iMAX B6, необходимое для проверки уровня заряда, прошивки, балансировки батарей;
  • клей, изолента – понадобятся при сборке АКБ.

Программа для восстановления аккумулятора ноутбука

Принять решение о необходимости восстановить аккумулятор ноутбука помогут программные продукты, которые при установке на компьютере начинают наблюдение за циклами зарядки-разрядки, способны определить качество АКБ, степень их износа. Самыми популярными утилитами для этих целей являются:

  1. BatteryMon;
  2. BatteryCare.

BatteryMon – бесплатная Windows программа для мониторинга аккумуляторов ноутбука, определяет производительность батарей, склонность к поломке. Программа предоставит пользователю следующую информацию:

  • график зарядки АКБ в режиме реального времени;
  • файл журнала уровня заряда батареи для анализа;
  • информацию о состоянии каждой батареи;
  • результаты произведенного этим ПО теста BurnInTest – проверки производительности батареи под нагрузкой.

BatteryCare – утилита, которая по результатам мониторинга предоставит:

  • статистику циклов заряда-разряда;
  • рассчитает процент износа;
  • емкость АКБ;
  • напряжение и мощность заряда/разряда аккумулятора;
  • текущую температуру процессора, жёсткого диска;
  • сообщение о критическом уровне заряда;
  • сведения о необходимости калибровки батарей.

Ремонт батареи ноутбука своими руками

Если вы решили самостоятельно произвести балансировку или отремонтировать АКБ своего ноутбука, необходимо будет выполнить:

  • Разборку аккумулятора – некоторые модели предусматривают отверточную разборку, в большинстве случаев АКБ имеют клееную конструкцию, для разборки которой понадобится нож или острая отвертка.
  • Балансировку – производится при перекосах остаточного напряжения или его величины при полной зарядке отдельных банок.
  • Замену элементов питания – может производиться частично, либо всех элементов питания. При покупке новых элементов обращайте внимание на вольтаж, емкость и дату их выпуска.
  • Сборку – она будет проще при наличии шурупов, в ином случае понадобится моментальный клей для пластмассы.

Разборка аккумулятора ноутбука

Простейшим способом будет разборка свинченного аккумулятора. Для этого понадобится крестообразная отвертка маленького размера. Клееную конструкцию разобрать сложнее – для этого понадобится острый нож, которым под ярким светом надо найти склеенное место, прорезать щель, снять крышку АКБ. Это следует делать аккуратно, чтобы не повредить банки, термодатчик или плату контроллера, на которой часто устанавливается разъем. Стандартный комплект АКБ ноутбука состоит из 8 банок. Для балансировки не стоит торопиться и разбирать банки – их подзарядку можно производить раздельно.

Замена элементов питания

В АКБ ноутбуков популярных марок Samsung и Lenovo используются цилиндрические литиевые батареи 18650 c номинальным напряжением 3,7 вольта, емкостью 2200 мАч, подключаемые по последовательной схеме. После 1-2 лет эксплуатации свойства аккумуляторных банок начинают отличаться от номинальных значений. Изменяется максимальный заряда батарей (СЗБ), емкость, появляется саморазряд. Мультиметр сможет выявить нуждающиеся в замене банки – на них будет:

  • минимальное остаточное напряжение (меньше 3,6 В) в разряженном состоянии;
  • завышенный вольтаж в заряженном состоянии.

Если приобрести нужные батарейки, возможна замена элементов питания в аккумуляторе ноутбука. Реанимировать АКБ с исправными банками можно, если толкнуть каждую из них с помощью зарядного устройства или автомобильного аккумулятора. При этом есть возможность починить АКБ без покупки новых банок. Подсоединив минусовую сторону банки к плюсу аккумулятора, необходимо на 1-3 секунды замыкать его плюс на минус автоаккумулятора, после чего измерять напряжение на банке. Таким способом желательно проверить все банки и на каждой потенциал довести до номинального.

Сборка аккумулятора

Заводское соединение банок АКБ делается тонкими шинопроводами и контактной точечной сваркой, заменить которую в домашних условиях может пайка. Для разборки разогреваете паяльником места сварки и ножом отсоединяете банки. При перепаковке нагретый шинопровод обрабатывается флюсом для снятия оксидной пленки, затем наносится припой или олово с канифолью на место контакта на банке и шинопроводе. Соединяйте их и прогревайте паяльником место стыка. После расплавления припоя на обоих стыковочных элементах паяльник убирайте, но стык держите под нажимом до затвердевания припоя.

После соединения всех банок необходимо проверить зарядку АКБ, сделать перепрошивку, присоединив провода зарядного устройства типа МФУ iMAX B6 к соответствующим контактным площадкам на плате контролера. После зарядки стоит с помощью мультиметра проверить зарядку всей АКБ и отдельных банок. При нормальном уровне заряда можно собирать АКБ. Вставляете банки в корпус, наносите моментальный клей, прижимаете крышку. Удерживаете склеиваемые детали под прессом до полного высыхания клея. Затем устанавливаете отремонтированную и восстановленную батарею на ее место в ноутбуке.


В данной теме выкладывать ПО необходимое для ремонта АКБ,информацию которую нужно знать при ремонте,типичные неисправности и другую нужную информацию,вопросы в данной теме не задавать .

Немного об акумуляторах

Аккумуляторная батарея ноутбука. Аккумуляторная батарея (другие названия: аккумулятор, батарея) - это одно из основных устройств, отличающих ноутбук от настольной машины, хотя на работе ноутбука как такового это не сказывается, но все же все хочется иметь работающую батарею, хотя бы для того, что бы не выключая ноутбук перейти из комнаты в кухню.

Посмотрим, какие батареи бывают в принципе:
 NICKEL-CADMIUM BATTERY - (или сокращенно NiCd) никель-кадмиевые;
 NICKEL METAL-HYDRIDE BATTERY - (или сокращенно NiMH) никель-металл гидридные;
 LITHIUM ION BATTERY - (или сокращенно Li-ion) литий-ионные аккумуляторы.
Последние наиболее часто встречаются, и считается, что это самые лучшие аккумуляторы. Так ли это?

Технология изготовления щелочных никелевых аккумуляторов была предложена в 1899, однако первый NiCd аккумулятор появился в 1947 году. В свое время эти аккумуляторы были действительно чуть ли не единственными. Появление более новых по электрохимической системе аккумуляторов хотя и привело к уменьшению использования NiCd аккумуляторов, однако, выявление недостатков новых видов аккумуляторов привело к возобновлению интереса к NiCd аккумуляторам. NiCd аккумулятор подобен сильному и молчаливому работнику, который интенсивно трудится и при этом не доставляет больших хлопот. Первое, что бросается в глаза - это вес и габариты аккумуляторов. NiCd аккумулятор - самый большой и самый тяжелый, он примерно в два раза толще и тяжелее, чем NiMH. Для NiCd аккумуляторов вредно нахождение в зарядном устройстве в течение нескольких дней. Фактически, NiCd аккумуляторы – это единственный тип аккумуляторов, который выполняет свои функции лучше всего, если периодически подвергается полному разряду. Все остальные разновидности аккумуляторов по электрохимической системе предпочитают неглубокий разряд. Итак, для NiCd аккумуляторы важен периодический полный разряд, и если он не производится, NiCd аккумуляторы постепенно теряют эффективность из-за формирования больших кристаллов на пластинах элемента, явления, называемого эффектом памяти.

Появление NiMH обусловлено попыткой преодоления недостатков никель-кадмиевых аккумуляторов.
В итоге:
 на 30 - 50 % большая емкость по сравнению со стандартными NiCd аккумуляторами;
 меньшая склонность к эффекту памяти, чем у NiCd. Периодические циклы восстановления должны выполняться реже;
 меньшая токсичность. NiMH технология считается экологически чистой.

Однако есть и недостатки:
 Число циклов: число циклов заряда / разряда для NiMH аккумуляторов примерно равно 500. Предпочтителен скорее поверхностный, чем глубокий разряд. Долговечность аккумуляторов непосредственно связана с глубиной разряда;
 Быстрый заряд: NiMH аккумулятор по сравнению с NiCd выделяет значительно большее количество тепла во время заряда. Кроме того, NiMH аккумулятор не может заряжаться так быстро, как NiCd; время заряда - обычно вдвое больше, чем у NiCd;
 Саморазряд: и для NiMH и для NiCd аккумуляторов характерен приемлемо высокий саморазряд. NiCd аккумулятор теряет около 10 % своей емкости в течение первых 24 часов, после чего саморазряд укладывается примерно в 10 % в месяц. Саморазряд NiMH аккумуляторов - в 1.5-2 раза выше, чем у NiCd;
 Емкость: емкость NiMH аккумуляторов примерно на 30 % больше емкости стандартного (не очень высокой емкости) NiCd аккумулятора того же размера;
 Цена: цена NiMH аккумуляторов приблизительно на 30 % выше, чем NiCd.
В 1970 году появились первые коммерческие экземпляры первичных литиевых источников тока. Попытки разработать перезаряжаемые литиевые источники тока предпринимались еще в 80-е годы, но были неудачными из-за невозможности обеспечения приемлемого уровня безопасности при обращении с ними. В результате исследований, проведенных в 80-х годах, было установлено, что в ходе заряда и разряда первых литиевых батарей на поверхности лития формируются дендриты. Прорастание дендрита до положительного электрода и возникновение короткого замыкания внутри литиевого источника тока является причиной выхода элемента из строя. При этом температура внутри аккумулятора может достигать температуры плавления лития. В результате бурного химического взаимодействия лития с электролитом происходит взрыв. Так, большое количество литиевых аккумуляторов поставленных в Японию в 1991году, было возвращено производителям после того, как в результате взрывов элементов питания сотовых телефонов, от ожогов пострадали несколько человек.

Еще один тип популярных аккумуляторов – Литий-Полимерные. Отличие от Li-ion заложено в самом названии и заключается в типе используемого электролита, подразумевается, что используется сухой твердый полимерный электролит, однако на сегодняшний день технологии не позволяют сделать такой элемент, поэтому используется гелеобра
зный электролит, и в результате мы получаем некоторый гибрид. Такие аккумуляторы не относятся ни к чистым li-ion ни к Li-pol, и правильнее их было бы называть литий-ионными полимерными, однако производители для продвижения батарей называют их литий-полимерными. Что касается плюсов и минусов li-pol, то они в точности такие же как и у li-ion, поэтому далее мы будем рассматривать li-ion, потому как они наиболее распространенные на сегодняшний день.

 К плюсам Li-ion аккумулятора можно отнести, отсутствие эффекта памяти. После достижения полного заряда не требуется тонкоструйный заряд, и Li-ion аккумулятор может оставаться в зарядном устройстве пока не используется;
 Недостаток Li-ion аккумулятора в том, что он подвержен старению, даже если не эксплуатируется. Ухудшение емкости наблюдается примерно после одного года, и аккумулятор часто отказывает на втором и третьем году. Поэтому не рекомендуется хранить Li-ion аккумуляторы в течение длительного времени.
Максимально наслаждайтесь ими, пока они новые. Максимальный срок службы, заявляемый производителями элементов - составляет 5 лет. Став непригодным к эксплуатации, Li-ion аккумулятор не может быть восстановлен с использованием циклов заряда – разряда, как в случае с другими типами аккумуляторов.
Единственно возможный ремонт это замена элементов батареи, но и тут есть некоторые нюансы:
Ноутбучные Литий-ионные батареи реализуются в виде последовательной цепочки элементов, а увеличение емкости достигается параллельным соединением цепочек. При последовательном соединении аккумуляторов возникает опасность перезаряда наиболее слабых из них, при параллельном – существенной оказывается разница их внутреннего сопротивления: аккумулятор с меньшим сопротивлением будет заряжаться большим током. И то и другое катастрофически отрицательно сказывается на времени службы аккумулятора. Все элементы батареи должны иметь одинаковые параметры, поэтому частичная замена испорченных элементов новыми, не приведет к ожидаемому результату. Элементы должны быть еще и из одной партии, элементы из разных партий имеют разные параметры.

Упомянутую выше опасность перезаряда, означает следующее: перезаряд может привести к повышению давления в элементе и разгерметизации. Поэтому безопасность эксплуатации батарей всегда обеспечивается системой внешней электронной защиты от перезаряда и переразряда отдельных аккумуляторов. Она включает контроллеры, измеряющие напряжение каждого аккумулятора или блока из параллельно соединенных аккумуляторов, и ключ для размыкания электрической цепи при достижении предельных величин напряжения. Для контроля температуры батареи используются термисторы.

Еще к недостаткам Li-ion аккумуляторов можно отнести боязнь сильного разряда (переразряда). Питается вышеупомянутая схема защиты непосредственно от аккумуляторов и поэтому если элементы полностью разряжены, схема перестает работать и заряд элементов не происходит, кроме того глубокий разряд отрицательно сказывается и на внутренней структуре самих элементов. Считается, что оптимальным диапазоном для работы li-ion элементов является 20-100% заряда, выход ниже 20% приводит к более быстрому старению элементов.

Срок службы Li-ion элементов исчисляется не только в годах службы, но и в циклах заряда разряда, как правило, до снижения емкости на 20% они обеспечивают 500 - 1000 циклов. Дальнейшее поведение элементов предсказать достаточно сложно из-за большое кол-ва элементов в батарее, чаще всего происходит плавное понижение емкости, иногда скачкообразное, поэтому системой защиты ведется учет количества циклов. На более старых моделях батарей при достижении определенного значения циклов, система защиты закрывала аккумулятор, и пользоваться им не представлялось возможным. Возможность закрытия батареи при достижении определенного кол-ва циклов остается и сегодня, просто кол-во циклов прописанных в батарее достаточно велико, и старение элементов, а значит и падение емкости происходит раньше. Как правило, значение счетчика можно обнулить, однако не стоит забывать, что пользоваться таким аккумулятором несколько не безопасно, элементы в батарее стареют неравномерно, а значит, и заряжаются и разряжаются тоже неравномерно.

Со счетчиком связана другая сложность, что считать за цикл заряда-разряда? Полный разряд и полный заряд? Но ведь полностью разряжать не рекомендуется. А читать ли циклом кратковременное отключение от сети? Большинство современных батарей не заряжаются, если заряд в данный момент больше 90-95%, это позволяет избежать излишне высоких показателей циклов заряд-разряда. Цифра 90%-95% условна - на некоторых ноутбуках ее можно отредактировать специальными утилитами.

Что касается условий хранений, то однозначной информации по этому вопросу нет, наиболее распространенным является мнение, что хранить надо при заряде в 40% периодически (раз в два-три месяца) дозаряжая до этого значения.

В основном Li-ion аккумуляторы лучше всего функционируют при комнатной температуре. Работа при повышенной температуре драматично сокращает срок их службы.

При низких температурах, эффективность аккумуляторов понижается. Температура в минус 20°C является пределом, при котором Li-ion аккумуляторы прекращают функционировать

Ремонт батареи требуется в двух случаях:
1. Батарея мало держит. Новой она держала час-два-три, а сейчас 5-15 минут. Вывод - плохие элементы. Варианты решения проблемы:
а) купить новую батарею.

2. Батарея вообще не держит. Вариантов опять два:
а) купить новую батарею
б) купить новые элементы и самому оживить батарею.

Как видим, проблем мало, решений тоже мало.

Вариант б) Однозначно нужны новые элементы. 4-6-8-9-12 элементная батарея - соответственно нужно 4-6-8-9-12 новых элементов. Просто заменить дохлую группу - не поможет. Почему? У старых элементов одна емкость, у новой будет другая. Соответственно появится диссбалланс на группах элементов, и электроника просто-напросто выключит эту батарею.

Значит:
1. Нужны ВСЕ новые элементы. Емкость элементов рекомендуется ставить не меньше номинальной. Т.е. были у вас элементы 1800мАч - можно ставить 1800, 2000, 2100, 2200 мАч. Были 2000-ки - ставьте 2000, 2100, 2200. Если, конечно, разница в цене небольшая. Если этот критерий важен (цены) - тогда берите элементы родного номинала.
2. Вскрываем батарею.
3. Элементы нужно сварить так же, как сварены родные. Поищите людей, у которых есть соответствующая аппаратура. Просто паять нельзя. Некоторые говорят "не рекомендуется", но поверьте - НЕЛЬЗЯ.

4. Отсоединять элементы от электроники нужно от большего плюса к меньшему. Определить это в большинстве случаев можно визуально. Если не получается - вооружитесь тестером.

5. Прежде, чем сваривать элементы, соедините их на ночь все вместе: все плюсы к плюсам, минусы – к минусам. Это нужно для выравнивания потенцала на банках.

6. Батарея вскрыта, новые элементы куплены, сварены по подобии старых, старые сняты... По идее, осталось только припаять новые элементы к электронике, и ура!!! Нет, не ура. Все дело как раз в той самой электронике. Она помнит все о ваших старых элементах – количество проведенных циклов, емкость элементов и т.п. Если ваша батарея имела емкость 4000мАч, а после года-двух-трех работы ее емкость стала 200мАч, то даже если вы подставите в батарею новые элементы – электроника «не поверит». Убеждение электроники в том, что у нее новые элементы и называется перепрошивкой (ресетом, обнулением) прошивки. Какими инструментами это делается смотрите в рубрике «HARD - железо, которое необходимо для ремонта ноутбучных батарей»

7. Теперь вам надо определить, с какой связкой вы будете иметь дело. Термин «связка» появился из-за того, что, как правило, на электронике используется пара микросхем: управляющий контроллер и память, в которой записаны разные полезные данные. Встречаются батареи, на электронике которых присутствует только память, или только контроллер. Но мы по привычке и далее будем их называть «связкой». Просмотрите внимательно плату электроники. Контроллер – это, как правило, самая большая микросхема на плате. Память,это, как правило, 8-пиновая микросхема например серий 24С64,24С32 и тому подобные.

8. Связку определили. Теперь вопрос в том, что и где менять, чтобы ресетнуть прошивку. Некоторые производители контроллеров не скрывают эту информацию, и все подробно описывают в даташитах. Прочитав и поняв даташит для вашего контроллера, вы будете знать, что и на что надо изменить.В некоторых случая производители батарей укрывают информацию, и она добывается по крохам. Зато потом она воплощается в программы, которые можно использовать для ремонта.
9. Элементы к электронике присоединяем от "земли" к "плюсу". Т.е. сначала "землю", потом "плюс" первого элемента, потом второго, и т.д. - до самого последнего.

10. Батарея в сборе, прошивка ресетнута. Самое время вставлять батарею в ноутбук (рекомендую пока склеить скотчем, до получения 100%-го успеха) и пробовать заряжать. Если батарея берет заряд (что видно либо по индикатору на ноутбуке, либо по софтовому индикатору Windows’a, а еще лучше воспользоваться программой BatMon). Ждем, пока батарея зарядится до 100%. Дальше: в Windows’e в свойствах электропитания создаем новую схему (test), при которой никогда ничего не выключается: ни экран, ни хард – вообще ничего. Сигнализации также все выключаем. Запускаем BatMon, выключаем штекер питания из ноутбука и наслаждаемся кривой разряда. Она должна опускаться равномерно и плавно. Если она резко пошла вниз – значит, вы допустили ошибку в перепрошивке. Если она опускается равномерно, а потом проваливается – значит, вы приобрели плохие элементы. После того, как ноутбук выключится, снова ставим на заряд. Рекомендуется раза два-три провести заряд-разряд батареи.
Учтите, что при первом разряде возможно следующее: кривая быстро опустится вниз, а потом на ноле процентов ноутбук может проработать долгое время (именно для этого мы отключили самоотключение ноутбука). Не надо паниковать. Просто после первого раза электроника еще не «определила» крайние точки заряда и разряда элементов. Вот поэтому и рекомендуется провести пару циклов заряд-разряд – чтобы электроника корректно работала. Если после нескольких циклов этого не случилось, значит, где-то допущена ошибка.

11. Итак, если цель достигнута: ноутбук работает от батареи положенные час-два-три (как новый), кривая заряда и разряда равномерная – тогда можем собой гордится и считать, что достигли успеха.

Программа для работы с АКБ ноутбука.
Процесс ремонта ноутбучной батареи условно разделить на две части: замена элементов и правка содержимого EEPROM или внутренней флэш-памяти контроллера батареи. Если замена элементов несложный процесс, доступный любому начинающему радиолюбителю, владеющему элементарными навыками обращения с паяльником / аппаратом точечной сварки, то программирование контроллера сложный этап работы,
доступный только ремонтнику имеющему достаточно знании и опыта. Программное обеспечение Battery EEPROM Works специально разработано для максимального упрочения второго этапа ремонта батареи. Battery EEPROM Works делает этот этап простым, как 1-2-3. Пользователю необходимо только подключить микросхему памяти (EEPROM) к адаптеру и нажать кнопку RESET. Все остальные действия сделает программа. Остаточная Ёмкость (Full Charge Capacity) будут такими какие вы установили перед нажатием кнопки RESET и будут отображать действительную ёмкость новых элементов. Счетчик циклов (Cycles Count) будет установлен на ноль. Дата Производства (Manufacturer Date) будет изменена на текущую дату вашего компьютера. Блокировка (Permanent Failure Flag) будет снята, а так же будут сделаны все другие необходимые изменения. Данные в контроллере будут как в новой батарее.
Battery EEPROM Works поддерживает большинство ноутбучных батареек разных производителей

Основные возможности

Считывание SMbus данных через разъем ноутбучнои батареи.
Сохранение SMbus данных в текстовый файл.
Сохранение данных в собственный BQD формат (BQ208X data file), для дальнейшего использования в клонировании bq208X микросхемах.
Чтение и запись всех микросхем памяти используемых в ноутбучных аккумуляторах.
Чтение и запись данных из флэш-памяти и EEPROM в микросхемах с интегрированной памятью как то: BQ2083, BQ2084, BQ2085, PS401, PS402, BQ20Z70, BQ20Z80, BQ20Z90.
Сохранение данных из флэш-памяти и ЕЕПРОМ в формате BIN.
Сброс (обнуление) параметров микросхемы на первоначальные (заводские) параметры в одно нажатие мышки.
Клонирование защищенных паролем микросхем с интегрированной флэш-памятью (bq208X) в новые или не запароленные микросхемы.

Практически в каждом доме имеется ноутбук. Это удобный инструмент, который чаще всего используется для работы, просмотров фильмов и так далее. Он помогает быть мобильным человеком. Но ноутбук функционирует на аккумуляторе, поэтому, если он выходит из строя, то мобильность пропадает. Так устройство будет работать от электрической сети и не будет отличаться от обычного стационарного компьютера. Приходится приобретать новую батарею. Но может быть так, что на устройство батарея не продается. Тогда возникают вопросы, как провести ремонт аккумулятора ноутбука самостоятельно своими руками, как сделать ремонт контроллера аккумулятора.

Когда проводить ремонт аккумулятора?

Нужно знать, в каких ситуациях необходимо проводить восстановление. Стандартные батареи имеют обычно срок службы – три или четыре года в зависимости от интенсивности использования устройства.

По истечении эксплуатационного срока емкость аккумулятора становится в два раза меньше. Время автономной работы аппарата будет составлять один час.

Ситуации, когда необходимо восстановление:

  • Компоненты аккумулятора потратили свои ресурсы. Может быть так, что не функционируют отдельные элементы, а контроллер управления является исправным. В данной ситуации эти детали заменяются. Процесс носит название «перепаковка».

Перепаковка

  • Детали батареи получили глубокий разряд. В этом случае они являются нерабочими. Управляющий контроллер выполняет блок зарядки этих элементов в связи с низким напряжением. «По мнению» контроллера детали являются неисправными и выполняет их отключение. Основная процедура здесь – это балансировка деталей. Процедура выполняется с использованием функции балансировки зарядного прибора. Если это не помогает, необходимо произвести зарядку каждой отдельной банки.
  • Управляющий контроллер аккумулятора был сломан. Самостоятельно узнать, что именно пришло в негодность на управляющем контроллере, очень сложно. При восстановлении в домашних условиях необходимо провести замену контроллера.

Строение АКБ

Необходимые инструменты

Для проведения восстановления аккумулятора компьютерного устройства, нужно воспользоваться следующими инструментами:

  • Электроизмерительный аппарат, который носит название мультиметр.

Мультиметр

  • Нож, отвертка либо какие-либо другие приборы, которые будут предназначаться для того, чтобы разобрать корпус.
  • Паяльник, флюс.
  • Многофункциональное зарядное устройство, которое имеет в наличии функцию балансировки.
  • Клей, изолента. Эти инструменты необходимы для сборки корпусной части батареи.
  • Литиевые батареи.

Новые литиевые компоненты должны обладать такими же электрическими параметрами, что и старые.

Процесс восстановления

Рассмотрим ремонт аккумулятора любого ноутбука поэтапно.

Разборка аккумулятора и проведение диагностики

Разборка

Перед проведением «реанимации» аккумуляторных элементов необходимо выполнить разборку и проверку. Это достаточно трудно, так как во время производства не учитывается ремонтопригодность продукта. Распространенным вариантом корпусного соединения является проклейка. Реже можно встретить модели, у которых корпусное соединение – защелки. В первом случае необходимо изрядно постараться, используя подручные средства.

Итак, следуйте следующему порядку:

  • Сначала нужно разогреть шов. Воспользуйтесь обыкновенным феном.
  • Постучите по шву молотком. При этом старайтесь, чтобы аккумулятор не грелся.
  • Проведите вскрытие корпуса по шву. Для этого воспользуйтесь острым инструментом (нож, отвертка). Действуйте аккуратно, чтобы ничего не повредить.

После того, как вскроете корпус, проведите визуальную проверку внутренней части устройства на наличие повреждений. Контроллер не должен содержать выгоревшие детали и другие дефекты. Проведите осмотр банок. Они не должны не иметь вздутие, подтеки и так далее.

Контроллер

Затем при помощи электроизмерительного аппарата, мультиметра выполните проверку напряжения на выводах батареи.

Измерение напряжения

Небольшое значение напряжения должно присутствовать во время глубокого разряда и срабатывания блокировки компонентов управляющего контроллера. Если мультиметр не показывает какого-либо напряжения, то причина неисправности – разрыв сборки или управляющий котроллер вышел из строя.

Следует попробовать выполнить балансировку при глубоком разряде. Нужно отпаять провода от управляющего контроллера. Провода подключить к зарядному аппарату в режиме балансировки. Далее отыскать на плате точки для балансира и выполнить подключение к ним аппарата. Результата может и не быть. Тогда нужно будет провести разборку компонентов и восстановить каждый в отдельности. Если это тоже не принесло результата, то следует провести замену на аналогичные элементы.

Замена элементов аккумуляторной батареи

Перед тем, как проводить замену элементов АКБ, нужно сделать зарисовку схемы их соединения. На схеме должны быть изображены места подключения плюсовых и минусовых выводов. Дополнительное обозначение на схеме должны иметь пайки сборок, а также их подключение к управляющему контроллеру. При наличии термодатчика выполните зарисовку места, где он припаян.

Перед тем, как реанимировать АКБ, необходимо отыскать новые детали. Здесь поможет маркировка старых аккумуляторных банок. Так вы сможете узнать точные электрические характеристики.

Чаще всего компьютеры имеют в своем наличии литиевые аккумуляторы 18650. Их значения напряжения – 3,7 В, емкость – 2200 мАч. Но эти показатели могут варьироваться. Например, значения напряжения может быть 3,6 В, а емкость – 2600 мАч.

Точечная сварка помогает выполнять соединение элементов во время сборки аккумулятора. В домашних условиях такой «фокус» провернуть не получится. Поэтому соединения следует паять. В качестве замены ленты можно воспользоваться медными проводами. При аккуратной разборке АКБ могла остаться соединительная лента. Она может использоваться для сборки. Постарайтесь выполнять пайку быстро. Это нужно для того, чтобы банки не перегревались. В конце необходимо припаять термодатчик и управляющий контроллер.

Сборка АКБ

После предыдущего этапа восстановительного процесса нужно сделать измерение значения напряжения на выводах при помощи мультиметра. Показатель должен практически совпадать с номинальным напряжением вашей аккумуляторной батареи. Потом провести сборку корпусной части. Чаще всего сборка корпуса представляет собой склеивание. Для этого понадобится универсальный клей. Если клей не поможет, то подойдет изолента. При наличии защелок на корпусной части АКБ трудного ничего не должно быть.

Потом нужно вставить АКБ в ноутбук. Если это необходимо, зарядить ее.

Калибровка

Калибровка аккумулятора – еще один вариант восстановления. Для этого существуют специально предназначенные утилиты, которые проводят цикл. Цикл включает полную зарядку, полную зарядку и повторную полную зарядку АКБ.

Данный процесс обычно длится день, но зато устранятся сбои в работе контроллера, в результате чего произойдет увеличение емкости и продолжительность работы.

Восстановление АКБ ноутбуков Asus и Dell

Все начинается со вскрытия корпуса. Нужно быть осторожными. Для работы нужны отвертка или нож, электроизмерительный прибор (мультиметр), паяльник, маленькая лампочка автомобиля, цианакрилатный клей.

Цианакрилатный клей

В самом начале необходимо отыскать шов, который разделяет корпус на две равные части. Проведите их осторожное разъединение и вскройте АКБ. Половинки обычно являются склеенными, поэтому придется постараться.

Чаще всего во «внутренностях» находятся 6 стандартных элементов и контроллер. Модели Asus и Dell проводки являются тонкими, а плата не имеет четкую фиксацию. Поэтому нужно действовать аккуратно.

Перед восстановлением батарейного блока, нужно выполнить обнуление данных аккумуляторного вольтметра. Когда в элементах достигается значение напряжения 4,2 В, аккумуляторный вольтметр сигнализирует о том, что АКБ имеет полный заряд. Но спустя определенный период времени контроллер начинает давать показания, которые являются неточными. Для этого и требуется обнулить данные.

Далее переходим к непосредственному восстановлению аккумуляторной батареи. Она должна быть разряженной. Затем проводится замер напряжения на клеммах каждого отдельного элемента при помощи электроизмерительного аппарата, мультиметра. Если значение равняется меньше 3,7 В, банка нуждается в замене на новую.

После этого не нужно сразу заряжать аккумулятор. Следует «уровнять» значения напряжения во всем отсеке. Каждую батарейку разрядить до 3,2 В. Для этого нужно воспользоваться автомобильными лампочками. Когда показатель составляет 3,2 В, начинайте заряжать АКБ.

Все заканчивается сборкой АКБ. Две равные части отсека склеиваются с использованием цианакрилатного клея. Следует подождать определенный промежуток времени, чтобы клей смог высохнуть.

Это один из самых простейших способов «реанимации» аккумуляторного блока, касательно ноутбука Dell и Asus. В принципе, этот алгоритм подходит для моделей и других производителей, исключением является компания Samsung из-за своих особенностей. Это достаточно легко и не требуются какие-то определенные знания.

Более сложные способы включают в себя применение специально предназначенных зарядных устройств. Такие аппараты используют мастерские, которые занимаются ремонтом ноутбуков и других устройств. Но для самостоятельной процедуры ремонта аккумуляторной батареи используется вышеописанный метод, который включает применение мультиметра и небольших автомобильных лампочек.

Ноутбука даже во время подключения к сети, проблема или в ЗУ, или в АКБ. Всем известно, что, когда батарея ноутбука окончательно выходит из строя, подобрать точно такую же бывает очень сложно, а часто - и невозможно, потому что прошлые модели быстро устаревают. Как быть в случае, если АКБ окончательно исчерпала свой потенциал, а приобрести аналогичную нет возможности? Есть три варианта: все же потратить определенное количество времени для того, чтобы найти такую же батарею где-нибудь на просторах Интернета, либо обратиться в профессиональный сервисный центр, либо самостоятельно попытаться провести ремонт аккумулятора ноутбука.

Выбираем новые элементы

В данном случае ремонт аккумуляторов подразумевает под собой не частичную их замену, а полную замену всего аккумуляторного блока. Сразу стоит отметить, что эта задача - не из самых простых и потребует не только определенных знаний, но и инструментов, приобрести которые бывает тоже не так просто.

Для начала нужно вскрыть сам аккумуляторный блок, чтобы посмотреть, сколько элементов там установлено и какой фирмы - хотя, по сути дела, это не так важно. Также не имеет принципиального значения и то, какая модель у компьютера, нуждающегося в замене батареи: для ноутбука Asus можно приобрести те же батарейки, что и для ноутбука HP, не переплачивая за бренд или логотип.

Прежде всего, важно, чтобы количество батареек соответствовало количеству старых элементов: оно может варьироваться от 4 до 12, в зависимости от типа ноутбука. При выборе элементов следует обращать особое внимание на следующие показатели: емкость, номинальное напряжение, внутреннее сопротивление и тип батареи. Все эти параметры, как правило, проставлены на самом ноутбуке и батарейном блоке. Что касается типа аккумуляторной батареи ноутбука, сейчас для всех портативных ПК используются усовершенствованные .

Емкость элементов для ноутбуков рекомендуется ставить либо номинальную (ту, которая была в старых батареях), либо больше: в этом случае аккумулятор может проработать гораздо дольше, чем старый. Например, если емкость батареек была 1800 мАч, можно ставить 1800, 2000, 2100, 2200 мАч. Безусловно, элементы большей емкости будут стоить дороже, но со временем они реально себя оправдают.

Вскрываем батарею

Батарейный блок нужно вскрывать осторожно, чтобы не повредить пластмассовый корпус. Можно использовать отвертку, не затачивая ее при этом слишком сильно. Аккуратно отсоединить старые батареи от корпуса, обращая внимание на то, что клеящиеся материалы могут быть очень прочными. Важно не повредить плату-контроллер и проводки. Отделять батарейки от электроники нужно от большего знака «плюс» к маленькому, а определить, где какой знак, без труда можно зрительно. Если с определением возникли трудности, можно воспользоваться мультиметром.

Как сваривать (паять) новые АКБ

Перед тем как приступить к процессу сварки, батарейки соединяются на ночь вместе: с положительным зарядом - к положительным, а с отрицательным - к отрицательным, что необходимо для выравнивания на них потенциала.

Прежде всего, они должны быть спаяны вместе по тому же принципу, что и предыдущие, и вначале не следует торопиться выбрасывать старую связку батареек: посмотреть принцип пайки никогда не помешает. Несмотря на то, что отважные любители электроники бесстрашно сваривают батарейную связку обычным паяльником, использовать его все-таки настоятельно не рекомендуется. Дело в том, что проводники припаиваются до тех пор, пока не прогреется место пайки. Такой нагрев очень вреден для элементов: от паяльника могут произойти необратимые химические процессы, которые «убивают» емкость батареи.

Если все же стимул и желание отремонтировать батарею самостоятельно не пропадает, следует позаботиться о том, чтобы приобрести специальный аппарат для микроточечной сварки. При его использовании приварка происходит очень быстро, за доли секунды, и батарейки просто не успеют нагреться за это время. Есть еще вариант: заказать в мастерской связку батареек с уже приваренными лепестками, а дома уже паяльником можно сварить лепестки в нужном порядке.

Перепрограммирование контроллера АКБ с помощью Battery EEPROM

После того как проведена сварка новых элементов, не следует сразу торопиться припаивать их к электронике. Перед этим обязательно следует перепрограммировать контроллер батареи, который «помнит» всю информацию о старой батарее: сколько циклов «заряда-разряда» было проведено, какой был у них уровень емкости.

К примеру, если когда-то емкость старой батареи составляла 4000 мАч, а после нескольких лет работы опустилась до 200 мАч, контроллер будет «помнить» именно эти цифры и не примет показатели новой АКБ без предварительного сброса прежних данных.

Процесс сброса прежних данных контоллера (иными словами, перепрошивка), по идее, может осуществляться только опытными специалистами в области электроники. Но, благодаря существованию специальной программы Battery EEPROM Works, этот ремонт батареи ноутбука своими руками становится возможным. Он осуществляется в десятки раз проще и доступен для большого количества желающих.

Микросхема EEPROM, содержащая память, подключается к зарядному устройству. Нажимается кнопка RESET, а все остальные опции программное обеспечение уже сделает автоматически. Емкость АКБ (Full Charge Capacity) станет показывать реальную емкость тех батареек, которые есть сейчас. Учет циклов (Cycles Count) обнуляется, дата тоже становится той, которая есть в ноутбуке на данный момент. Блокировка (Permanent Failure Flag) снимается, а все иные необходимые изменения проводятся автоматически. Таким образом, база данных контроллера аккумулятора обнуляется и становится полностью готовой к принятию нового батарейного блока.

Проверка работы новой АКБ и заключение

После завершения всех манипуляций с контроллером батарея, наконец, вставляется в ноутбук для проверки ее работы с последующей . Чтобы увидеть, как АКБ заряжается, достаточно взглянуть на ее индикатор, который имеется в самом ноутбуке. Но лучше всего установить для этой цели программу BatMon. Некоторое время ожидать стопроцентной зарядки батареи.

Когда аккумулятор зарядится на 100%, создать в Windows, в разделе «Электропитание» новую схему, которая называется test. При ней, для удобства работы, экран постоянно остается включенным. Все сигнальные устройства следует отключить. Запустить программу BatMon, отсоединить от компьютера зарядное устройство и следить за кривой разряда батареи, которая должна спускаться плавно, без колебаний. Если кривая вначале спускается нормально, а потом проваливается, новые батарейки оказались плохими.

Далее нужно дождаться момента самостоятельного отключения ноутбука и снова постваить батарею на заряд. Таких циклов рекомендуется провести, как минимум, два или три. Важно учитывать, что после самого первого цикла может произойти быстрое опущение кривой вниз, а потом ноутбук может проработать на 0% еще долгое время потому, что опция самоотключения была временно выключена.

Поработав так, компьютер отключается, но не нужно паниковать. Электронная схема батареи еще не зафиксировала, где находятся основные «пункты» батареек, обеспечивающие их заряд и разряд. Поэтому и нужно провести цикл полного заряда и разряда, как минимум, 2-3 раза - для обеспечения корректной работы электронной схемы аккумулятора.

Во многом благодаря созданию определенных программ, позволяющих перепрограммировать контроллер с применением минимальных усилий, появилась возможность осуществить ремонт аккумулятора ноутбука своими руками. Однако всегда следует помнить о том, что использование при пайке специализированного аппарата для точечной сварки тоже является немаловажным условием для того, чтобы провести ремонт, не «погубив» новые батарейки. Если эти два условия соблюдены, риск потерпеть неудачу становится значительно меньше, а возможностей сделать полезное дело самостоятельно - гораздо больше.